Правда о ценах
Должность: Генеральный директор "Деловая Среда"
Город: Москва
Компания: Деловая Среда

Михаил Федоренко: «Прозрачное ценообразование — основа для здоровой экономики»

Михаил Федоренко
Михаил Федоренко: «Прозрачное ценообразование — основа для здоровой экономики»
Должность: Генеральный директор "Деловая Среда"
Город: Москва
Компания: Деловая Среда
Михаил Федоренко

Генеральный директор компании по развитию предпринимательства в России «Деловая среда», Михаил Федоренко рассказывает о том, почему знать цену — важно не только для покупателя.

Кому и зачем нужно знать цены

Это только кажется, что цены волнуют исключительно покупателя в магазине: на самом деле, цены нужно знать всем — существует как минимум три категории потребителей, которые будут заинтересованы в системе мониторинга АГРО24 — и для каждой из категорий это знание будет иметь особый смысл. Для покупателей он очевиден: это позволяет делать наиболее качественный выбор, не всегда ориентированный на самую низкую цену. Зная происхождение товара, его ценовой диапазон, соответствие установленным законодательством требованиям и отзывы покупателей, можно более качественно принять собственное решение о покупке.

Вторая категория потребителей информации с данного ресурса – это предпринимательское сообщество. В широком смысле: поставщики, покупатели-оптовики, непосредственно владельцы торговых сетей. За рубежом есть похожие по смыслу проекты, кроме того, есть целый слой исследовательских компаний которые занимаются мониторингом цен, сравнением как по категориям товаров, так и по иным признакам и сегментам.

Прозрачное ценообразование — основа для развития здоровой экономики и конкуренции в любой стране.

Прозрачное ценообразование — основа для развития здоровой экономики и конкуренции в любой стране. И еще это, конечно, вопрос продвижения товара. Продавец может эффективно продвигать свой товар только если знает о нем все: кто еще его продает? Где продает? Как это делает? В маленьком ларьке на окраине или в огромной сети в центре? В столице или за 3000 километров от нее, в маленьком городе, в котором магазинов-то всего два? Обладание всей этой информацией и умение правильно работать с ней дает продавцу просто колоссальные преимущества: развить сеть и победить конкурентов можно только обладая этим знанием.

И наконец, еще один потребитель информации, которую может предоставить АГРО24 — органы власти: им понимание ценовой политики магазинов просто жизненно необходимо. Во-первых, для контроля и надзора за соблюдением правил, определяющих условия обращения товара на рынках. Во–вторых для анализа, отслеживания поведения цен в различных сегментах, потребительских корзинах, для более качественного планирования отраслевых мер, направленных на развитие экономической политики в стране и даже обеспечение продовольственной безопасности. Потребителями такой информации могут быть и ФАС России, Минэкономразвития, Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли, отраслевые департаменты Правительства РФ. Общественные, консультативные, наблюдательные советы. Депутатское сообщество и многие другие, кто в той или иной мере действует на уровне федеральном, региональном в сфере определения политики развития экономики страны и регионов.

Такой информационно-аналитический ресурс позволяет видеть, как формируется цена в зависимости от географии, времени года или политической и экономической обстановки в стране — это не менее важное знание: оно помогает вовремя реагировать на перекосы и предпринимать какие-то действия, если требуется вмешательство государственных институтов. А еще — понимать, насколько страна конкурентоспособна на данный момент и в каком секторе. Правительство пытается влиять на цены базовой продуктовой корзины и считать, в какую сумму она обходится для рядового гражданина — и цена на молоко или на картошку тут имеет огромное значение, потому что она характеризует состояние экономики страны в целом и даже, в какой-то мере, социальную устойчивость общества.

«Плохого ты тут не купишь — и хорошего тоже»

Я сам — тот покупатель, который не привык экономить: готов переплачивать за качество. Но хочу понимать, за что я плачу повышенную цену. И стоя у полки в магазине, я думаю вот о чем: этот товар — он действительно соответствует тем требованиям качества, которые для меня важны? Знаете, в европейском ритейле есть такая поговорка о больших супермаркетах: «Плохого яйца ты здесь не купишь, но и хорошего тоже». То есть это вообще проблема розничной торговли — не только в России: государство регулирует попадание товара на прилавки только по одному критерию — безопасность. Если эти яйца безопасны — им место во всех магазинах страны. Но полезны ли они? И как среди безопасных, какими будут абсолютно все, выбрать полезные? Я хочу, чтобы мои дети росли красивыми и здоровыми, и ели не просто еду, которая не принесет им вреда, но еще и вкусную, и экологичную — вот что для меня важно. И это далеко не всегда зависит от цены, но открытость цен — это важнейший первый этап для того, чтобы сделать открытой как можно больше информации о продуктах, которые мы едим.

Как покупателю бороться с иллюзиями

Пока же всем покупателям стоит понимать, что разделение продуктов на хорошие фермерские и плохие магазинные — это большая иллюзия: у многих людей есть ощущение, что картошка, купленная у бабушки, стоящей возле метро, лучше, чем та, которую продает какая-то крупная сеть. Это самообман: никто не знает, чем эту картошку поливали в частном домохозяйстве, зато точно известно, что порой именно частники, выращивая овощи на продажу — именно на продажу, а не для себя — пользуются самыми жесткими химикатами. И проверить это никак нельзя: за крупными агрохолдингами, которые поставляют товар в большие магазины, хотя бы кто-то следит и кто-то контролирует, а что происходит на дачных участках — неизвестно никому. Поэтому даже при покупке так называемых фермерских продуктов — да и любых продуктов вообще – стоит быть очень внимательным и обращать внимание на несколько вещей. Во-первых, товар должен быть экологичным — и не в смысле маркировки на упаковке, желательно, чтобы за это поручились эксперты, которые заслуживают вашего доверия. Во-вторых, очень важно, насколько прослеживается производство продукта, и чем более открыты производители, тем лучше: покупатель имеет право знать, кто и где вырастил этот товар, как выглядят эти люди, как давно они занимаются этим делом. И в-третьих, конечно, важны отзывы людей: идеально, чтобы они были вашими знакомыми, в которых вы не сомневаетесь, но даже если читаете отзывы в интернете — верьте не первым попавшимся, ищите настоящие, такие, как правило, всегда видны. Собственно, все: сочетаем приемлемую цену с приемлемым для вас качеством — и получаем идеальный продукт.

Поделиться: