Правда о ценах
Город: Москва
Должность: Создатель проекта мониторинга цен «АГРО24»

Зачем сетям знать цены на продукты питания?

Александр Волчек
Зачем сетям знать цены на продукты питания?
Город: Москва
Должность: Создатель проекта мониторинга цен «АГРО24»
Александр Волчек

Сети – самые-самые главные потребители мониторинга цен.  Федеральные сети, локальные сети, сети с большой и малой численностью магазинов.

Сегодня прибыль – это когда по-честному, а не наоборот

Первая, самая очевидная: для своего собственного ценообразования. Очевидно, что магазин, который находится где-нибудь возле Кремля, и  магазин, который находится возле станции метро Аэропорт – это разные магазины и должны иметь разные цены. Причем еще неизвестно, где цены выше. Все зависит от того, какие магазины находятся рядом, какие конкуренты находятся рядом, какая доступность до ближайшего магазина (нужно ли или не нужно переходить улицу).  

Мы пропустили через себя огромный пласт сетей, которые занимаются мониторингом. Те, кто им занимаются, занимаются им в рамках города. Они берут город, например Москву, и определяют там один магазин, например «Магнит», смотрят в нем цены на продукты питания и в рамках этого города устанавливают эти цены, что зачастую непонятно.

Вторая важная причина: контроль. Есть финансовая служба, которая контролирует, правильно ли были установлены цены. Если есть тот, кто эти цены установил, должен быть тот, кто дальше эти цены контролирует и проверяет, проводит какую-то аналитику с точки зрения бизнеса. И именно ему важно получить информацию о том, какие были цены в конкретный момент времени и какие цены были в разных магазинах. Сети обычно «мониторят» цены самих же сетей, т.е. берут крупные 6-7 сетей и наблюдают за ними, себе подобными.

Мы занимаемся народным сбором цен, люди сами присылают нам информацию.

Сети на сегодняшний день занимают 25-30%  всего рынка продуктов питания. В некоторых городах больше, в некоторых меньше. Есть другой рынок – интернет магазины, продуктовые рынки, магазины у дома или ларьки. Этот рынок покрыт завесой тайны, о нем почти никто и почти ничего толком не знает. Существует общая формальная аналитика, но если начать искать конкретные детали – заходишь в тупик. Нет ни рейтинга, ни четкой базы магазинов и тем более цен или товаров.

Сетям сегодня крайне важно, чтобы информация в отрасли была прозрачной. Времена меняются и меняется понятие о конкуренции. Если вы строите торговый центр, он пустует, если вы не вложите в него усилия, не займетесь качественными продажами и эффективным маркетингом. По какой-то неведомой причине, сетевики не берут в расчет интернет-магазины. Которые, тем временем, набирают популярность, рынок онлайн-продуктов растет с каждым месяцем. В Москве есть сумасшедший лидер по продуктам питания в интернете. Его рост по внутренней статистике - очевиден. Недооценивать это нельзя.

Те же яйца,  только в профиль

Цены нужно знать. Не так давно в Москвы произошел случай, который наглядно продемонстрировал, что информация о ценах нуждается в систематизации.

Сеть фермерских рынков приняла решение установить самые низкие цены на московских продуктовых рынках, на 130 индикативных позиций. Как пример взяли яйцо. Чтобы понять, сколько должен стоить самый дешевый в городе десяток яиц, попытались провести мониторинг. В сетевых магазинах дешевле 50 рублей яиц не было. Но чисто случайно выяснилось, что есть магазин, в котором цена на яйца установлена в 29 рублей за десяток. Аналитики предположили, что яйца просроченные, но нет, совершенно обыкновенные яйца 3 категории. Закупщики утверждали, что быть такого не может. Но им пришлось поверить своим глазам, когда они увидели ценник. К слову, тогда в Москве цены на яйца поплыли вниз.

Какой вывод можно сделать из этой истории? Рынок нуждается в информации. Общей, доступной, открытой, оперативной. Без нее все работают словно вслепую. Те, кто хочет продавать дешево, не знает на какой порог ориентироваться. А те, кто хочет продавать дорого, не понимает, до какого порога можно расти, чтобы не растерять покупателя.

Таких примеров много. Знаете ли вы, сколько стоит килограмм картошки? Согласно нашим опросам, вы этого не знаете. Все, кто отвечал на этот вопрос, называли очень разные цифры. Тем временем, в сети магазинов «Народный» картофель обыкновенный стоит 3 рубля 99 копеек за килограмм. А в сети магазинов «Азбука вкуса» обыкновенную картошку при желании можно купить за 600 рублей. А уж если вы зададитесь вопросом «Какая разница между минимальной и максимальной стоимостью картошки?», вы зайдете в тупик.

Разница в цене, между тем, в 200 раз! Всему должно быть свое объяснение. Однако объяснение этой ситуации из ряда вон выходящее: никто не знает цен.

Сетям сегодня крайне важно, чтобы информация в отрасли была прозрачной.

Верить на слово – позапрошлый век

Мы занимаемся народным сбором цен, люди сами присылают нам информацию.  Когда мы запустим мобильное приложение, сбор цен станет непрерывным и повсеместным. С общей системой мониторинга руководитель сети сможет сделать качественный аналитический срез. Сейчас получить хоть сколько-нибудь правдивую информацию о ценах сложно. Приходится просто верить на слово мониторщику, который может упустить, забыть или не заметить.

Если всерьез говорить про закупку в сетях, можно употребить слово «заговор». Но это нормальная ситуация, и вмешиваться в тонкости отношений поставщиков и закупщиков мы с сервисом АГРО24 не намерены. Нам важно создать информационное поле, базу, открытое пространство и полезные инструменты для тех, кто без них просто терпит убытки.

Поделиться: