Энциклопедия
Наша собственная энциклопедия продовольственной торговли
Категории:
АналитикаТребуется отдельное разрешение
Аналитические данные по рынку продуктов питания

Привилегии российского знака качества

Илья Лоевский, заместитель главы Роскачества, рассказывает о результатах исследований и роли знака качества для всего федерального рынка. Как получить и удержать знак качества? Что он дает производителям и к чему их обязывает? И что именно он гарантирует российским потребителям?
Илья Ефимович Лоевский
Заместитель главы Роскачества

– Расскажите, пожалуйста, какая основная цель исследований Роскачества?

У Роскачества две основные задачи – проведение потребительского тестирования товаров народного потребления и, соответственно, рассказ широкому кругу потребителей о качестве товаров на полках магазинов. Кроме того, Роскачество является оператором российского знака качества, такой знак присуждается лучшим российским товарам по итогам исследования.

– Роскачество существует уже три года, что удалось сделать?

За три года удалось сделать следующее: на сегодняшний день опубликовано 84 исследования. Это веерные исследования, в каждом из которых мы исследуем от 25 до 100 – 150 товаров определенной категории.

Всего исследовано 3 600 товаров и, к счастью, более 200 товаров получили российский знак качества. При этом приходится сообщить, что более 800 товаров признаны небезопасными.

– А как отбираются продукты на проверку?

У нас есть строго установленный регламент.

Сертифицированные закупщики идут в магазин и покупают несколько образцов. Товары немедленно отправляются в лабораторию, перед этим, конечно же, они проходят процедуру обезличивания, которая тоже детально прописана в регламенте.

Что касается лабораторий – мы работаем только с теми, которые официально аккредитованы по конкретным товарным категориям. Между этими лабораториями перед каждым исследованием проходят межлабораторные исключительные испытания: мы отдаем один образец в несколько лабораторий и проверяем сходимость результатов.

По результатам этих исследований мы получаем протоколы, соответственно, зашифрованные, потому что товары обезличены. После этого мы проводим расшифровку результатов, составляем сводные таблицы и анализируем их. Далее публикуем абсолютно все результаты исследования.

– А отслеживаете ли вы путь от производителя до магазина?

Мы участвуем в программе прослеживаемости, и государство в данный момент очень озабочено отслеживанием пути поставки, что называется «от поля до прилавка». Мы взаимодействуем активно с Министерством сельского хозяйства РФ и с Россельхознадзором.

В том числе вводятся системы маркировки. И мы участвуем в большом количестве рабочих групп и много общаемся и с производителями, и с органами государственной власти, чтобы эта система заработала.

– А на какие критерии нужно обращать прежде всего внимание производителям продуктов питания?

Производителям прежде всего нужно придерживаться стандартов. Стандарты на сегодняшний момент определены двумя типами регламентирующих документов, в которых описаны минимальные требования безопасности. Следование стандартам и высокая культура производства всегда в итоге дают очень хороший результат.

– Одна из основных задач Роскачества – это популяризация российских брендов на мировом рынке. Как это делается?

Мы сотрудничаем с Российским экспортным центром. При отборе товаров, которым РЭЦ помогает продвигаться за рубежом, происходит ориентация на государственный знак качества, который размещен на лучших отечественных товарах.

Также мы входим в объединение потребительских организаций, которое называется International Consumer Research and Testing. Мы находимся в постоянном контакте с нашими коллегами и организовываем международные исследования, и в некоторые из них мы интегрируем российский товар, чтобы можно было представить его качество именно зарубежным потребителям.

– А как получить знак качества?

Получить знак качества очень просто – выпускать качественный и безопасный продукт. И тогда в следующем исследовании Роскачества по той категории продукции, которую выпускает производитель, его товар, если он достаточно широко представлен на полках российских магазинов, сможет попасть в исследование Роскачества.

Кроме того, через мобильное приложение, через группы во всех соцсетях и на сайте вы можете предложить товар для исследования. Если это достаточно популярный товар, мы включим его в список при следующем исследовании.

Кстати, практика показала, что прирост продаж таких товаров составляет от 30% до 60%. Таким образом, доля рынка качественных производителей, чей товар промаркирован российским знаком качества, увеличивается.

– А если, к примеру, есть какая-то молодая компания-производитель, которая только начинает проникать в сеть, может ли она как-нибудь самостоятельно заявить о себе, чтобы получить знак качества?

Производитель может, как я и сказал, предложить товар для исследования, но надо понимать, что, поскольку мы хотим этим исследованием дать информацию о качестве товара максимально возможному количеству жителей страны, не очень велика вероятность, что он попадет в наше исследование.

– А какова доля некондиционных товаров на рынке на сегодняшний день?

Из 3600 товаров, которые мы исследовали, к сожалению, более 800 товаров признаны небезопасными. Естественно, процент некачественных товаров разнится от категории к категории, но я бы тут предостерег потребителя от того, чтобы впадать в панику и думать, что все продукты некачественные. Это не так. Просто ставьте в телефоне приложение Роскачества и будете знать, какие именно товары качественные и безопасные.

– Накладываются ли какие-нибудь дополнительные обязательства на обладателя знака качества?

Безусловно. Производитель должен поддерживать качество на соответствующем уровне. Мы проводим периодические повторные исследования. И в случае, если выясняется, что качество перестает соответствовать тем критериям, которые были заявлены, знак качества может быть аннулирован. Пока у нас такого не происходило, но такая возможность, конечно, существует. Знак качества на данный момент выдается на период от двух до трех лет, это зависит от категории товара.

– Как вы считаете, нужно ли государству поддерживать производителей и фермеров? Если да, то каким образом?

Я считаю, что государству нужно оказывать поддержку прежде всего производителям качественного отечественного товара. Размер предприятия, которому оказывается поддержка, это, конечно, прерогатива государства, а не наша, но мы считаем, что государство использует достаточно большое количество информации для оценки, кому выдавать субсидию и оказывать помощь.

Российский знак качества является одним из индикаторов того, что определенный производитель заслуживает поддержки при развитии, потому что выпускает качественный товар.

– Роскачество подписывает соглашение о сотрудничестве с отдельными регионами, что это дает?

Во-первых, это дает понимание о том, как устроен рынок товаров не только в Москве, но и в целом федеральный рынок. Соглашение дает возможность получать оперативную информацию о том, какие качественные товары есть в регионе, и включать их в исследование.

Также мы много работаем с региональными аккредитованными лабораториями и с региональными органами исполнительной власти. С властями работа идет в плане совместного продвижения потребительской информации. Наша задача – сделать так, чтобы все покупатели по стране становились «профессиональными потребителями» и понимали, как правильно выбирать безопасный товар.

– Кстати, изменился ли как-нибудь потребитель?

Да, мы видим, что в последнее время граждане очень много уделяют внимание вопросам качества товаров и понимают, что это напрямую связано с качеством их жизни. И мы рады тому, что можем в этом помочь, то есть предоставить людям много понятной и детальной информации. И практика показывает, что мы делаем это не зря.

– Среди потребителей ходит такой миф, что очень часто на этикетках указывают неправильный состав. Это правда?

По определению – то, что указывается на этикетке, то там и должно быть. Но, к сожалению, в некоторых исследованиях Роскачества выявляется, что состав реального изделия не соответствует тому, что заявлено на этикетке. Так бывает. И единственное, что я могу посоветовать в этом плане, это смотреть сайт Роскачества и выбирать качественные российские товары.

– Как вы считаете, каким образом торговая платформа АГРО24 может повлиять на развитие рынка продуктов питания?

Я считаю, что такая хорошо продуманная торговая платформа, как АГРО24, где есть много информации и возможность выбора, в наш цифровой век, безусловно, будет развивать рынок.

Синергия между АГРО24 и Роскачеством состоит в том, что мы предоставляем детальную информацию о качестве каждого продукта, который люди будут покупать и продавать на площадке.

Соответственно,если покупатель знает достаточно много информации о качестве, то этот товар будет продаваться лучше, а значит, российские производители смогут выпускать больше качественного товара, и нам всем будет от этого хорошо.



Мы в соцсетях

Поделиться







Торговые партнеры

Хотите открыть больше информации?
Пройдите быструю регистрацию
Пройдите регистрацию на платформе АГРО24, чтобы открыть для себя больше информации и данных
Начните торговать уже сейчас
Создайте заявку на покупку или продажу продуктов питания на АГРО24.
В разделе «Заявки» Вы всегда сможете увидеть свои заявки
Возникли трудности?
Свяжитесь c нами по телефону или напишите в онлайн чат:
Есть вопросы и предложения?
Напишите нам на почту и мы рассмотрим ваше обращение:
Нашли ошибку?
Неверные данные, неправильное отображение, другие моменты: