Порочная практика: неструктурированный рынок и система поставок в сеть

Видеоинтервью с Виктором Семкиным, генеральным директором агрохолдинга Московский, специально для АГРО24: как устроено российское производство овощей, салатов и зелени? Как предприятия следят за соблюдением параметров качества и вкусовых характеристик? С какими проблемами сталкивается рынок тепличных хозяйств в России? Насколько критичной оказывается отсутствие структурированности рынка? И какие сложности преследуют производителей при работе с федеральным ретейлом?
АГРО24

I. ПРОИЗВОДСТВО

Агрохолдинг Московский: что это?

Агрохолдинг Московский – это тепличное хозяйство, которое на сегодняшний момент представлено 75 гектарами теплиц: 45 гектар – это овощи: огурцы, помидоры, баклажаны; 12 гектар салатных линий, 16 гектар – цветочный комплекс и 4 гектара – рассада.

Объем производства салата и зелени – примерно 130 тыс. штук в день, по году, соответственно, больше 1,5 млн. Средний оборот предприятия по году составляет чуть более 4 млрд. Круглогодично агрохолдинг производит широчайшую линейку салатов и зелени, в которую входит афицион, фриллис, ромэн. Сейчас Московский начинает успешно продвигать на рынке новые виды продукции, такие как саланова. Помимо традиционной зелени в виде укропа, петрушки, базилика, отлажено также производство пряных трав, которые, особенно в летний период, пользуются большим спросом, потому что они имеют известные тонизирующие свойства.

Тонкие вопросы сохранения качества

Очень важный момент в производстве фреша – это грамотная транспортировка и хранение продукции, которая позволяет сохранять свежесть и вкусовые качества овощей и зелени. Цикл от производства до поставки конечному потребителю в агрохолдинге занимает не более суток. Первый этап – это поставка продукции на склад. Сейчас все крупные федеральные сети пошли по европейскому пути развития и построили распределительные центры, на которых действует очень жесткий входной критерий в отношении температуры привезенной продукции.

«Если раньше мы поставляли продукцию напрямую в магазины, а там она лежала, как правило, на теплой полке, то и требования были соответствующие. Сейчас цикл поменялся и это правильно. Это позволяет увеличить срок хранения овощей. Для качественного хранения у нас существует свой склад, мы называем его сервисно-логистический центр. Его задача – принять продукцию. Здесь очень важную роль играет входной контроль по качеству и ассортименту».

После сервисно-логистического центра продукция Московского поступает в зону хранения, где начинается ее охлаждение. Далее следует зона комплектации и фасовки, она тоже холодая. Последний этап – зона отгрузки, обеспечивающая возможность сразу одновременно отгружать 38 единиц техники.

II. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА

Отсутствие структуризации рынка и его последствия

Большинство тепличных хозяйств России работают по принципу определенной цикличности производства. Это касается традиционных овощей: огурцы, помидоры, баклажаны, – они производятся в весенне-осенний период. Первые огурцы хозяйства начинают получать в феврале, затем подключаются томаты и баклажаны. Вплоть до конца октября производство работает активно. Далее идет технологический перерыв, который обусловлен тем, что в нашей полосе без специальных дотаций по энергетике выращивать овощи в зимний период нерентабельно.

«При этом важно не только ассортиментную линейку правильно выстроить, важно еще и сезонность определить: с каким продуктом и когда ты должен выходить на рынок, исходя из того дефицита, который может существовать в этот период. В России это происходит, к сожалению, стихийно. И это ведет к обоюдным потерям для всех, кто в этом участвует».

Поэтому зачастую существует ощущение нехватки товара. Например, в феврале и марте был острый дефицит томата. Сейчас эта проблема уже решена, но осенью она наметится вновь. Когда производители заканчивают цикл производства, а, к сожалению, все работают примерно по одному и тому же циклу, то есть начинают ранней весной и кончают поздней осенью, тогда мы переходим на закупной товар.

«В ближайшее время я не вижу каких-то инициатив по структуризации этого рынка, ни со стороны Ассоциации теплиц России, ни со стороны Минсельхоза. Рынок достаточно стихийный. И это печально, потому что тепличная отрасль вроде начинает оживать, мы начинаем выходить на те объемы, которые до были до времен Перестройки – это около 5 тыс. гектар теплиц. И жалко, когда из-за таких особенностей рынка, кто-то разоряется, кто-то закрывается, кто-то перепродает».

Порочная практика: проблемы ценообразования и поставок в сеть. Курс на объединяющие торговые площадки

«В прошлом году прибыль у нас составила 4% по году. Она очень скромная, небольшая. В этом году, мы думаем, что она будет гораздо меньше, потому что тенденции из года в год повторяются, несмотря на рост всех этих составляющих, которые я перечислил».

Например, на сегодняшний день Московский продает огурцы дешевле, чем в прошлом год, примерно на 15%. Сложно увеличивать прибыль, когда складываются такие тенденции: отсутствие структурированности, тяготение к хаотичному непродуманному производству, повышение цен на электроэнергию, отсутствие дотаций и финансирования для разработки теплиц полного цикла, ориентация федерального ретейла на максимально низкую цену.

«Поставка во все крупные сети, а 80% продукции мы поставляем туда, проходит по торгам. Но эта система работает на понижение. То есть сети, не видя продукт, не понимая, какого он качества, во главу угла закупки ставят цену, поэтому, играя на понижение, сети добиваются того, что забирают объем по самой низкой цен, и, если у тебя происходит затаривание, если ты не можешь свой объем продать в другие сегменты, такие как локальные магазины, частные клиенты, в другие регионы перенаправить вектор. То ты вынужден продавать по этим бросовым ценам».

Для реабилитации ситуации, считает Виктор Семкин, необходима структуризация и объединение хозяйств в рамках торговых площадок, которые смогут соответствовать всем требованиям современных рынков, а также коренная перестройка существующей сегодня системы продаж.

«Я считаю, что существующая система продаж, особенно с крупными федеральными сетями, себя изжила, она устарела и не отвечает современным требованиям. Решить эту проблему могут только новые торговые площадки. Например, такая торговая площадка, как АГРО24, которая уже объединила достаточно большое количество производителей и пытается правильно структурировать и рынок, и взаимоотношения игроков на этом рынке. И мы готовы присоединиться к этому пулу производителей, которые работают на этой площадке».

Поделиться

Мы в соцсетях

Поделиться

Хотите открыть больше информации?
Пройдите быструю регистрацию
Пройдите регистрацию на платформе АГРО24, чтобы открыть для себя больше информации и данных
Начните торговать уже сейчас
Создайте заявку на покупку или продажу продуктов питания на АГРО24.
В разделе «Заявки» Вы всегда сможете увидеть свои заявки
Возникли трудности?
Свяжитесь c нами по телефону или напишите в онлайн чат:
Есть вопросы и предложения?
Напишите нам на почту и мы рассмотрим ваше обращение:
Нашли ошибку?
Неверные данные, неправильное отображение, другие моменты: